Особенности самооценки у детей с нарушением слуха. Роль семьи в ее формировании.

 

 

 

 Курсовая работа по специальной психологии

  

 Введение.
I. Самооценка как свойство личности.
1.1 Роль самооценки в процессе развития и социальной адаптации.
1.2 Некоторые исследования об особенностях самооценки у глухих и слабослышащих детей.
1.3 Основные факторы, влияющие на развитие самооценки у детей с нарушением слуха.
II. Формирование самооценки у детей с нарушениями слуха. Роль семьи в этом формировании.
2.1 Этапы формирования самооценки.
2.2 Особенности формирования самооценки у неслышащих детей.
2.3 Самооценка глухих и слабослышащих детей в младшем подростковом возрасте.
2.4 Роль семьи в формировании самооценки у детей с нарушением слуха.
III. Экспериментальная часть.
3.1 Цель и задачи исследования.
3.2 Описание объекта исследования.
3.3 Подбор методик.
3.4 Ход эксперимента.
3.5 Анализ и интерпретация.
3.6 Итоги эксперимента.
Заключение.

 

 

Введение

Личность является одним из центральных объектов изучения в психологии. Исследуются строение психической организации личности, ее функционирование, процессы формирования и развития отдельных и целостных систем свойств. Важно то, что эти исследования помогают обеспечить целенаправленное и продуктивное воспитание, а также оптимальную адаптацию человека в окружающем мире.

Хотя общечеловеческая, природная организация личности формировалась по биологическим законам, происходило это под влиянием социальной жизни, ее требований.

Следовательно, значимое место в процессе развития человека занимает общество, социальная наследственность. Однако, жизнь наша предназначена для совершенствования, для самопознания. И процесс развития будет иметь место не при наличии пассивного восприятия всего того, что происходит вокруг, а в результате активного взаимодействия.

Только тогда будет возможность формирования адекватного образа - Я, адекватной оценки себя и окружающих, то есть возможность формирования одной из важнейших составляющих полноценной свободной личности.

А как же быть, если выше указанное активное взаимодействие с этим сложным и противоречивым миром не осуществляется на должном уровне, если "я не слышу окружающих, а они не понимают меня"? Вопрос об эффективной адаптации людей с нарушением слуха в социуме, о создании оптимальных условий для их развития, обучения и воспитания, а в частности, о формировании у них адекватной самооценки, встает достаточно остро. И его скорейшее решение просто необходимо. Хотя бы потому, что каждый родившийся ребенок, который никогда не сможет наслаждаться голосом мамы, пением птиц, чарующей музыкой, а также человек, вдруг, внезапно оторванный от мира звуков, имеют право на жизнь, жизнь среди людей, а не на одинокое существование среди беззвучно движущейся материи.

Таким образом, целью работы является рассмотрение особенностей самооценки и ее формирование у детей с нарушениями слуха. Особое внимание хотелось бы обратить на то, каким образом степень тяжести дефекта отражается на семейных взаимоотношениях.

 

I. Самооценка как свойство личности.

1.1 Роль самооценки в процессе развития и социальной адаптации.

 Эффективность процесса адаптации индивида в окружающем его мире более чем актуальна при наличии определенных отклонений в развитии. Ведь социальная адаптация – это постоянный процесс активного приспособления к условиям социальной среды, и осуществляется он через различные виды деятельности, в том числе и с помощью общения. Именно в процессе общения  так или иначе формируется самооценка. Сначала ребенок пропускает через себя оценочные характеристики взрослых, а затем, по мере формирования "самости", оценивает себя сам в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет ему общество и он сам.

Таким образом, оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей – это и есть самооценка. Она является важнейшим регулятором поведения человека, во многом определяя его самоощущение в мире отношений с другими людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития ребенка, тем более с проблемами в развитии.

Самооценка может быть частной и общей. Общая – отражает целостное отношение человека к самому себе, его принятие самого себя. При нормальном развитии личности общая самооценка всегда должна быть положительной. Это обеспечивает человеку уверенность в своих силах, уважение к себе. В то время как отрицательная приводит к неприятию себя, к комплексу неполноценности, к пассивному, заторможенному поведению или, напротив, к агрессивности и озлобленности. Что касается частной самооценки, то она отражает отношение человека к результатам своей какой-либо конкретной деятельности. Частная самооценка тесно связана с уровнем притязаний, то есть со степенью трудности задач, которые человек выбирает для себя в той или иной области: чем выше он оценивает свои возможности, тем более трудные задачи он перед собой ставит. Частная самооценка может по-разному соотноситься с реальными достижениями человека. Она может быть заниженной, завышенной и адекватной.

Таким образом, расхождения между реальными возможностями человека, в том числе и с нарушениями в развитии, и его самооценкой могут приводить к серьезным личностным проблемам. В случае завышенной самооценки неуспех в какой-либо деятельности приводит к эмоциональным всплескам, обидам, отказу от деятельности. Заниженная самооценка приводит к тревожности, неуверенности в себе, робости и пассивности.

Самооценка также отражается и на оценке возможностей и результатов деятельности других людей. При завышенной самооценке человек понижает достижения других людей, а при заниженной, напротив, чрезмерно превышает их.

Следовательно, формирование неадекватной самооценки неблагоприятно влияет на процесс социальной адаптации, особенно ярко это выражено у лиц с проблемами в развитии, которые по той или иной причине не могу полноценно взаимодействовать с окружающим миром.

  

1.2 Некоторые исследования об особенностях самооценки у глухих и слабослышащих детей.

Как отмечает Л. Пожар, у аномальных детей, подростков и взрослых можно довольно часто наблюдать переоценку собственных сил, возможностей, знаний и своего положения в группе, в обществе, то есть неадекватно завышенный уровень притязаний. Однако часто можно наблюдать и недооценку собственных возможностей.

Исследования, описанные Пожаром там же, которые касались ведущих мотивов деятельности, обнаружили достаточно интересные результаты. В видах деятельности, которые непосредственно не связаны со сферой дефекта, преобладает мотив сохранения успеха, что сказывается в более низких вербальных притязаниях ребенка по сравнению с реально достигнутыми им или объективно ожидаемыми результатами. И наоборот, в таких видах деятельности, которые непосредственно или вторично связаны с дефектом, доминируют мотивы результативности, достижений.

Исследования Прилепской Т. Н. выявили одну из особенностей, которая перекликается с результатами выше описанного эксперимента. В видах деятельности решение арифметических примеров и наглядно-действенных задач, не требующих использования речи, особенностью было следующее: при успешном достижении цели глухие дети не только не повышали свои притязания, но даже снижали их, то есть стремились добиться успехов ценой меньших усилий. Явно прослеживался мотив сохранения успеха.

Таким образом, можно предположить, что существуют определенные явления, которые в некоторой степени способны ограничивать процесс формирования свойств личности глухого ребенка. Судя по результатам, приведенного исследования, к таким явлениям можно отнести процесс компенсации.

Если же говорить о семье, как об одном из важнейших факторов, влияющих на формирование свойств личности ребенка и его самооценки в частности, то к таким имитирующим факторам можно отнести неблагоприятные условия воспитания, подробнее о которых будем говорить ниже.

 

1.3 Основные факторы, влияющие на развитие самооценки у детей с нарушением слуха.

Сурдопедагоги и психологи отмечают, что у глухих детей наблюдается недостаток речевых средств для описания личностных особенностей людей, их эмоциональных проявлений, и преобладают контрастные оценки качеств личности. Это замедляет у неслышащих процесс формирования морально-этических представлений, социально-эмоциональной зрелости, осознания детьми своего отношения к другим и самим себе, своего положения среди сверстников и в более широком социальном окружении.

Все выше указанные особенности связаны прежде всего, с нарушением контактов с другими людьми, в частности, с недостатком социальных контактов, в связи с отсутствием слуха, с первичным и вторичным недоразвитием мышления и речи в раннем детском возрасте, а также с неправильным воспитанием и неблагоприятными воздействиями социального окружения.

Ребенок с нарушенной слуховой функцией почти всегда чувствует свое невыгодное положение, что может отразиться в удручающем чувстве неполноценности. В развитии личности это может привести к отставаниям. Однако иногда возникает высокомерие.

Ребенок с дефектом "наталкивается" на определенные нормы, ожидания, требования, либо сравнивается со здоровыми людьми. Вследствие этого, происходит усиление чувства неполноценности, что отрицательно влияет на формирование самооценки и личности. Явно выраженная и стабильно пониженная самооценка и самоуважение ослабляют способность личности неслышащего ребенка к активному приспособлению к жизни и реализации личных возможностей и внешних жизненных обстоятельств. Благоприятных моментов и ситуаций и т. д. Часто результатом этого может стать появление патологических признаков и более глубоких нарушений личности.

Таким образом, отношение общества к людям с нарушением слуха, и главным образом их ближайшего окружения, имеют существенное значение.

В связи с наличием определенного дефекта, между аномальным ребенком и его социумом создается специфическое взаимодействие. Дефект часто изолирует ребенка и оставляет его на произвол судьбы и окружения. Поэтому зависимость неслышащего ребенка от эмоциональных и воспитательных отношений в семье, в школе и в процессе интеграции в обществе значительно больше, чем у здорового.

 

II. Формирование самооценки у детей с нарушениями слуха. Роль семьи в этом формировании.

2.1 Этапы формирования самооценки.

На формирование самооценки в детском возрасте решающее влияние оказывает семья. В первые месяцы жизни под влиянием родительской любви и ласкового отношения близких  у ребенка возникает общая самооценка. Она становится фундаментом формирования личности. При дефиците родительской любви у ребенка не возникает общая самооценка, но не как таковая, а лишь ее положительная направленность. Это приводит к различным деформациям в развитии личности: нарастающему чувству своей неполноценности, страху перед новым, агрессивности, озлобленности и т. п. Отсутствие положительной общей самооценки в раннем возрасте трудно компенсировать в более поздние периоды, тем более у детей с нарушенным слухом, которые сталкиваются с огромными трудностями в общении даже в своей семье (имеются ввиду дети с нарушенной слуховой функцией из семей слышащих родителей).

После двух лет, когда ребенок начинает осваивать разные виды деятельности, под непосредственным влиянием оценки взрослых начинает формироваться частная самооценка ребенка. В дошкольном возрасте самооценка, как правило, является завышенной - ребенок высоко оценивает свои достижения, независимо от реальных результатов своих действий. Это происходит потому, что общая положительная самооценка распространяется на отдельные действия – дошкольник еще не может отделить положительное отношение к себе в целом от оценки своих конкретных дел. На это стоит обратить особое внимание. Ведь на данном этапе формирования самооценки частные негативные оценки и замечания взрослых не оказывают должного воспитательного эффекта, а вызывают лишь обиду и отказ от неуспешной деятельности.

По мере того как развивается и дифференцируется представление ребенка о себе, частная самооценка отделяется от общей. К концу дошкольного возраста в норме ребенок уже должен понимать, что замечания взрослых по поводу его конкретных действий не снижают общего положительного отношения к нему, то есть что он может не уметь чего –то, оставаясь при этом хорошим и любимым. Отделение общей самооценки от частной является ведущей предпосылкой готовности ребенка  к обучению в коллективе.

Так же важную роль в формировании адекватной самооценки играет общение ребенка со сверстниками. Сравнивая свои достижения в конкретных видах деятельности  с результатами других детей того же возраста, ребенок начинает все более правильно и точно оценивать свои возможности и способности. Родители должны помочь ребенку правильно оценить свои достижения, указать на то, что он умеет лучше других, что хуже и что ему еще предстоит освоить. Но при этом ни в коем случае нельзя подвергать сомнению общую ценность его личности и положительную оценку ребенка в целом.

Частная самооценка формируется на основе оценок взрослых и на основе собственного опыта ребенка. Уже в младшем школьном возрасте дети начинают все более ориентироваться в самооценке. Благодаря интенсивному усвоению моральных норм, правил поведения и развитию рефлексии младший школьник уже способен правильно оценить свои успехи и неудачи.

Наиболее интенсивно формирование самооценки происходит в подростковом возрасте. Роль самооценки в формировании личности резко возрастает, как возрастает и уровень притязаний. Нередко подростки объясняют свой неуспех любыми не зависящими от них причинами, лишь бы не признать своей несостоятельности. Это создает неадекватное поведение (агрессивность, упрямство), что портит отношения с окружающими, делает подростка неуживчивым и трудновоспитуемым.

Длительное сохранение такого рода поведения приводит к тому, что эти формы закрепляются и могут стать устойчивыми чертами характера. При благоприятном развитии личности противоречие между самооценкой и возможностями подростка не переживаются так сильно и остро и к концу подросткового возраста становится важнейшим фактором развития личности. В 14-15 лет подросток может быть способным к саморазвитию через самовоспитание и самосовершенствование. Однако такое положительное и продуктивное действие самооценки возможно лишь при наличии и сохранении общей положительной самооценки, которое обеспечивает самоуважение и самопринятие.  

 

2.2 Особенности формирования самооценки у неслышащих детей.

 Итак, рассмотрев этапы и механизмы формирования самооценки в норме, стоит отметить то, что глухие дети в своем развитии, как правило, проходят все эти этапы, однако качественное своеобразие формирования самооценки и личности в целом у них проявляется в более длительных задержках на определенных этапах. Это является следствием особенностей поступления определенного количества внешней информации. Ведь если имеет место нарушения слуховой функции, то как раз тот этап формирования самооценки, на котором закладывается основа, не может протекать эффективно, так как ребенок зачастую просто не имеет представления о том, как его оценивают другие, а в первую очередь взрослые. И пройдет немало времени до того момента, когда глухой или слабослышащий ребенок сколько-нибудь адекватно сможет общаться хотя бы с ближайшим окружением. И все те проблемы, которые могут возникать в процессе формирования самооценки у слышащих детей, у детей с нарушениями слуха проявляется гораздо острее. Хотя следует оговориться, что при определенных условиях (о них мы будем говорить ниже) Проблемы эти могут быть сглажены, либо не возникнут вообще.

 

2.3 Самооценка глухих и слабослышащих детей в младшем подростковом возрасте.

 

Учитывая тот факт, что вплоть до конца дошкольного детства семья для ребенка играет фактически главнейшую роль, можно заметить, что с поступлением в школу открывается дополнительный мощный канал формирующего воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, а также знания получаемые в процессе обучения. При этом, появление новой сферы влияния на развитие ребенка ни в ком случае не свидетельствует о катастрофическом уменьшении формирующего влияния семьи, она по-прежнему остается достаточно значительным фактором.

Если говорить о детях, обучающихся в начальной школе, то младший подростковый возраст представляет собой своеобразный рубеж в переходе к следующему этапу развития самооценки и личности ребенка в целом. Однако, следует учесть, что ребенок с аномальным развитием в некотором роде не способен развиваться по законам нормы. Значит у ребенка с нарушением слуха могут наблюдаться не патологические, но все таки задержки в формировании самооценки. В то время как слышащий ребенок способен правильно оценить себя, свои успехи и неудачи, окружающих  и их деятельность в возрасте младшего подростка, для ребенка с нарушенной слуховой функцией оценка его самим себя в известной степени зависит от окружающих и их мнения. То есть, для детей с данной аномалией в этом возрасте семья играет более важную роль, чем для их слышащих сверстников.

Что же касается психологии как таковой, то в сурдопсихологии отмечается своеобразие черт характера у глухих. Их повышенная склонность к невротическим состояниям и реакциям. Астено-невротические, психопатические реакции отмечались у детей уже в возрасте двух-четырех лет, а в младшем подростковом возрасте – первые признаки осознания своего дефекта. По наблюдениям Л.М. Барденштейна проявление у глухих и слабослышащих эмоционально-волевой незрелости (внушаемость, подражательность, недостаточная самостоятельность, склонность к аффективным взрывам) наиболее выражена именно в 7 – 13 лет.

Т.Н. Прилепская  в своей статье говорит о том, что глухие дети также уступают слышащим в отношении социальной зрелости, приспособляемости к окружающим условиям. У них чаще встречаются эмоционально-поведенческие нарушения, связанные со специфическими особенностями требований и стимуляции за определенное поведение. Дело в том, что такие дети чаще всего находятся в учреждениях интернатного типа, то есть они большую часть времени изолированы от "слышащего мира". А, поскольку, все условия в интернате рассчитаны на детей с нарушением слуха, например заниженные требования и частые поощрения, то у них (детей) возникает обманчивое чувство облегченности, и формируется своеобразное чувство иждивенчества. Вплоть до окончания школы большинство детей не сталкиваются с огромными трудностями, вызванными дефектом. Именно это может также явиться условием для формирования у глухих и слабослышащих неадекватного представления о себе.

 

 

2.4 Роль семьи в формировании самооценки у детей с нарушением слуха.

 

Из всего выше сказанного следует, что на формирование адекватной самооценки оказывают влияние различные факторы. Это учебные достижения, и коммуникативные способности, в частности общение со сверстниками. Однако, мы снова возвращаемся к тому, что одна из важнейших ролей принадлежит все-таки семье. Здесь нас волнуют и внутрисемейные отношения, и стиль воспитания, и отношение родителей к самому ребенку и к его дефекту.

Ведь дефект представляет собой чрезвычайную ситуацию не только для аномального ребенка и для его окружения. Рождение "обычного ребенка с необычными проблемами" несомненно удручающе воздействует прежде всего на его родителей. Они часто переживают этот факт как жизненную катастрофу, причем независимо от того какова тяжесть дефекта.

Важность того, как родители воспринимают ребенка и его дефект достаточно велика. В семье могут выстраиваться совершенно различные стратегии поведения в отношении аномального ребенка. Если рассматривать основные пять стратегий по В.С. Соммерсу, то стоит сказать о положительных – как сам отмечает автор – и отрицательных реакциях на дефект.

Например, возможно, что родители принимают своего ребенка, объективно его воспринимают, адекватно оценивают свои силы и возможности, что придает уверенность в себе, в своей душевной силе. У этих родителей не возникает чувство вины или неприязни.

Возможна и противная ситуация, когда в семье полностью отрицается, что ребенок страдает дефектом. Родители не признают для своего ребенка никаких ограничений и предъявляют к нему достаточно высокие требования.

 Вышеописанные стратегии можно назвать положительными в том смысле, что они позволяют ребенку принимать участие в жизни семьи, делают его полноценным ее членом. Родители любыми способами стараются устанавливать контакт с аномальным ребенком. Как правило, в таких семьях дети не страдают от недостатка общения, а следовательно, практически ничто не мешает формированию относительно благополучных свойств личности и самооценки в частности.

Конечно же реакция отрицания может вызвать важные нарушения личности, так как создается повышенное нервное напряжение. Однако, у ребенка с сильным типом нервной системы не возникает стрессовой реакции, и при определенных условиях можно добиться отличных результатов.

Возможна так же реакция чрезмерной защиты. Отношения с ребенком наполнены жалостью, сочувствием. Это проявляется в чрезмерно заботливом и защищающем типе воспитания. И тогда развивается чувство иждивенчества и пассивный настрой на все окружающее. Стратегия скрытого отрицания представляет собой неявное, всячески завуалированное отвержение ребенка. Когда дефект считается позором, но это отношение сокрыто под чрезмерно заботливым, предупредительным, внимательным воспитанием.

Открытое отречение проявляется в отвращении к ребенку. Родители прикладывают огромное чувство вины на общество, врача, учителя и т. д. Такая своеобразная защита приобретает вид враждебности по отношению к самому ребенку.  

Такие типы стратегий поведения родителей однозначно неблагоприятно сказываются на ребенке. Они задерживают его развитие, формируется неадекватная самооценка. А затем, как снежный ком накапливаются проблемы в плане адаптации, обучения, и самое главное эффективной интеграции ребенка с нарушением слуха в "слышащий мир".

Хотя, проблема взаимоотношений в семье ребенка с нарушением слуха изучена недостаточно подробно, можно выделить некоторые особенности, характерные для общения и воспитания глухого ребенка слышащими и неслышащими родителями.

Если ребенок находится в среде глухих, он адаптируется и развивается в меру своих возможностей достаточно благополучно. В таких семьях чаще встречается стратегия полного принятия ребенка и его дефекта. По-иному складывается отношения у неслышащего ребенка со слышащими родителями. В контактах возможно ощущение непонимания, отвержения, избегания со стороны родителей. Тогда, находясь дома, он большую часть времени проводит "общаясь" с самим собой, либо с игрушками. При таких условиях, восприятие ребенком окружающего мира оказывается крайне суженным, неполноценным и неадекватным, так как не всегда соответствует тому этапу развития, в котором ребенок в данный момент находится. Естественно, что такие условия воспитания лишь отрицательно могут сказаться на формирование самооценки.

Итак, проблема влияния отношений в семье, воспитывающей ребенка с нарушенной слуховой функцией на его развитие, высвечивается достаточно актуально.

 

 

III. Экспериментальная часть

3.1 Цель и задачи исследования.

 

Эксперимент в рамках этой работы был направлен на установление влияния условий воспитания и взаимоотношений в семье на формирование самооценки у глухих и слабослышащих детей и задачу изучить особенности этого влияния на примере конкретной группы детей. И прежде всего, те особенности, которые определяются тем, слышащие ли у ребенка родители, их отношением к дефекту и самому ребенку и степенью тяжести дефекта.

Были выдвинуты предположения, что в исследуемой группе существует определенная зависимость между обстановкой в семье и особенностями самооценки. Возможно, выражается она в том, что более или менее неадекватная самооценка действительно формируется у детей, в семьях которых наблюдается неблагоприятная обстановка для воспитания ребенка с дефектом слуха, где возможны негативные реакции родителей в связи с его рождением.

 

 

3.2 Описание объекта исследования.

 

Мной исследовались особенности самооценки и отношения в семье глухих и слабослышащих школьников 4 го  класса в количестве шести человек.

Изначально, сбор информации проводился на основе бесед с педагогом, воспитателем и логопедом данного класса. В результате чего получены следующие данные: дети проживают в интернате понедельно. Каждые выходные троих ребят забирают домой, остальных раз в две недели.

Все дети обучаются вместе с первого класса. Сформировался довольно прочный коллектив. В результате включенного и стороннего наблюдения, а так же в общении с детьми выявлена достаточно высокая сплоченность. Несомненным лидером является Юля .

По словам педагога, в учебной деятельности две девочки, Аня. и Юля. имеют достаточно высокий уровень обучаемости. Тимур Н. также отличается стабильной, хорошей (в рамках установленной школьной программы) успеваемостью. Сония учится на 3 – 4, а Витя и Юра имеют средний показатель успеваемости.

Что касается самого дефекта, то из всей группы тотально глухим является Тимур. Он воспитывается в семье глухих родителей. Сония, Юля и Юрий имеют IV степень приобретенной тугоухости нейрогенного и травматического генеза. Аня и Витя имеют диагноз тугоухость III и II степени соответственно.

 

 

3.3 Подбор методик.

 

Для достижения цели исследования были использованы определенные методы и методики.

Прежде всего, это метод беседы для получения базовой информации, беседы с педагогом, воспитателем и логопедом. Проводилось стороннее и включенное наблюдение за детьми. А так же:

1. Методика "полярный профиль", цель которой изучение самооценки.

Ребенку предлагалось описать себя, а затем педагогу ребенка, давая оценки по одной на каждой строке. В опроснике отражены пары противоположных понятий (добрый - злой), качеств человека, оцениваемых от +3 до -3, с учетом степени выраженности качества: 3 – очень; 2 – средне; 1 – мало; 0 – не знаю.

При ответе ставится точка в соответствующей признаку и степени его выраженности шкале. Затем, соединив точки, получим ломаную линию, которая представляет собой "профиль".

2. Методика Рене-Жиля предназначена для изучения взаимоотношений ребенка как с родителями, бабушками, дедушками и другими детьми в семье, так и особенностей его общения со сверстниками, авторитетной личностью, и некоторых качеств (доминантность, общительность, закрытость, социальная адекватность поведения.

Испытуемым предъявляется набор из сорока двух заданий, некоторые из них представляют собой схематичные изображения различных ситуаций. Ребенок должен пометить крестиком свое местонахождение либо нарисовать себя и членов семьи (своей). Другая часть заданий представляет собой вопросы, направленные на выяснение особенностей поведения ребенка в определенной ситуации.

Эти методики наиболее удобны в предъявлении стимульного материала детям данного возраста с описанным нарушением. Методики не требуют широкого применения речи и достаточно полно описывают исследуемые явления и их особенности.

 

 

3.4 Ход эксперимента.

 

Исследование проводилось индивидуально с каждым испытуемым в присутствии воспитателя либо педагога, с помощью которых объяснялась сущность предъявляемых заданий ребенку. Условия проведения эксперимента были максимально аналогичными для каждого испытуемого. Сначала исследовались особенности самооценки, а затем, особенности взаимоотношений в семье.

В ходе эксперимента возникли некоторые трудности.

Во-первых, некоторые понятия, используемые в анкете (методика №1) не были доступны пониманию испытуемых, поскольку являлись достаточно абстрактными и редко встречающимися. Ребенок просто не мог оценить себя по этим шкалам: сдержанный – вспыльчивый; доверчивый – подозрительный; покладистый – упрямый; впечатлительный – черствый; любознательный -  любопытный, сообразительный – недогадливый.

Самооценка изучалась по оставшейся 21-ой паре понятий из 28-ми.

 

3.5 Анализ и интерпретация.

При анализе по методике "Полярный профиль" мы сопоставили результаты шкалирования проведенного ребенком и педагогом. Это дало возможность составить картину восприятия ребенком самого себя и выявить наиболее существенные противоречия его самооценки и оценки его педагогом.

Систематизированные данные по методике № 1 внесены в таблицу №1, где указаны количество оценок + 3, меньших 0 и равных 0, поставленных каждым испытуемым и педагогом. Остальные оценки находятся в диапазоне от +2 до – 1.

 

Таблица 1.

оценки

Витя.

Аня

Сония

Юля

Юра

Тимур

реб-к

пед.

реб-к

пед.

реб-к

пед.

реб-к

пед.

реб-к

пед.

реб-к

пед.

+3

6

1

3

5

1

3

3

4

1

1

2

2

< 0

0

3

0

2

1

2

0

1

1

5

0

1

= 0

2

2

4

3

7

3

3

3

5

2

4

3

 

Учитывая совпадение профилей испытуемый – педагог, а также данные таблицы можно сделать выводы:

 Квалифицировать как адекватную самооценку можно у Тимура и Юли. Самооценка Сони близка к адекватной, однако семь оценок "0" могут свидетельствовать о том, что она чаще других детей не могла дать оценку по шкалам, хотя ей было доступно значение понятия. Девочка затруднялась оценить качество в себе.

Цифры так же показывают некоторую тнденцию к занижению своих качеств у Юры и Ани. В то время, как Витя чаще других ставил точки в шкале +3.

Если смотреть данные по группе, то наблюдалось смещение профилей самооценки влево от профиля оценки педагогом, то есть в сторону завышения своих качеств. Испытуемые редко оценивали себя ниже, чем педагог, а чаще – выше, либо также.

 

Результаты, полученные при обработке данных по методике Рене-Жиля выражены в процентах и занесены в таблицу № 2.

 

Наименование шкалы

Аня

Сония

Юра

Юля

Тимур

Витя

1. Отношение к отцу

95

10

12

91

82

20

2. Отношение к матери

50

67

80

62

87

70

3. К родителям

53

7

9

71

79

25

4. отношение к братьям и сестрам

31

30

7

56

22

68

5. К бабушкам и дедушкам

47

20

63

38

63

10

6. К авторитетному взрослому

60

52

45

50

60

30

 

Учитывая все количественные данные составлены краткие характеристики отношений в семье и самооценки каждого испытуемого.

Аня. Показатели по самооценке не отнесены к адекватным, так как обнаруживаются существенные различия по профилю педагога. Девочка из полной, многодетной семьи. Имеет старших брата и сестру, а также двойневого брата. Анюта единственная в семье с данным дефектом. 95% по шкале "отношение к отцу" может свидетельствовать о том, что именно он является авторитетом для девочки. Мама также очень значима для нее. Семью Аня воспринимает именно как родительскую чету. Однако, возможно в связи с трудностями общения, отгорожена от слышащих сверстников, а также братьев и сестры. Жестовой речью в семье владеет лишь папа.

Витя. Предпочитает общение с мамой, пытается избегать контактов с отцом. Картина семейных отношений высвечивается недостаточно благоприятной. Родители не представляются для мальчика родительской четой. Авторитетной личностью являются мама и педагог. По сравнению с остальными испытуемыми, Витя довольно близок с другими детьми в семье. Итак, семейная ситуация не показалась благоприятной. В интернат приходит только мама. А отец, по словам педагога, практически не интересуется ребенком. Имея II (I) степень тугоухости, Витя довольно хорошо владеет речью. Самооценка немного завышена.

Сония. Выглядит немного замкнутой и отгороженной. Поскольку проживает в неполной семье, с мамой и отчимом. Выражение к родителям как чете лишь 7%. Авторитеты для ней мама и педагог. В анкете Сония чаще других ставила оценку "0"

Юра. Особое внимание хочется обратить на то, что по шкалам отношения к отцу и к родителям как к чете результаты близки к Соние. Однако принципиальная разница в том, что Юра воспитывается в неполной семье мамой и бабушкой. И все же Юра часто представлял своего папу, упоминая его в заданиях. Самооценка рассматривается как недостаточно адекватная. Юра чаще других оценивал себя и свои качества в отрицательном полюсе.

Юля. Очень уважительно относится к отцу, который безумно любит дочь. По словам педагога, делает всё, чтобы дочка не чувствовала себя исключительной. Мама также является авторитетной личностью, Юля воспринимает родителей как чета 71%, что говорит о достаточно благоприятной семейной обстановке, Юля очень привязана к старшей сестре, которая старается всегда быть рядом и помочь.

Тимур. Отмечена достаточно высокая стабильность в оценке отношений к отцу (82%), к матери (87%) и к родителям как к чете (63%). Адекватная самооценка, довольно высокая контактность в своей среде. В общении со слышащими чувствует себя не уютно. Учитывая, что родители Тимура глухие и в общении не используют речь, можно предположить, что особых проблем в общении в семье нет. Это может положительно сказаться на формировании самооценки и личности в целом в дальнейшем.

 

3.6 Итоги эксперимента.

 

Итак, подведя своеобразный итог, можно сказать, что в исследуемой группе квалифицированна как неадекватная самооценка у детей из неполных семей (без отца и с отчимом)

И возможной завышения самооценки явились неблагоприятные взаимоотношения между родителями и более легкая степень дефекта.

Высокие показатели адекватности у глухого ребенка, из семьи неслышащих родителей, и у слабослышащей девочки, родители которой прияли ее такой, какая она есть и заинтересованы в благополучном развитии ребенка.  

Недостаточно адекватной была квалифицированна самооценка у девочки,  общая картина отношений в семье которой представляется достаточно благоприятной.

Возможно это связано с личными особенностями девочки, которые проявляются в некоторой замкнутости, отгороженности, общим понижением настроения. Судя по наблюдениям, угнетенное состояние является следствием более сильного, чем у других детей данной группы переживания своего нахождения в интернате и своего развития.

 

Заключение.

 

По результатам исследования, гипотеза, обозначенная ранее, нашла свое подтверждение. Взаимосвязь между особенностями самооценки детей исследуемой группы и взаимоотношениями в их семьях действительно обнаружена.

Сопоставляя результаты исследования с теоретическим материалом. Изложенным в первых двух главах данной работы, хочется отметить, что на общем фоне некоторого завышения самооценки, характерного для детей младшего подросткового возраста с нарушениями слуха, прослеживается зависимость формирования самооценки от такого фактора как семейные отношения. Зависимость такова, что адекватная самооценка у детей из достаточно благополучных семей (имеется ввиду принявшие особенности развития ребенка с налаженным общением среди всех членов) глухой ребенок и неслышащие родители; и слабослышащий, ребенок семья которого очень заинтересована в эффективности его обучения, воспитания, развития социальной адаптации.

По полученным данным, можно предположить о влиянии степени тяжести дефекта на формирование самооценки.

Таким образом, обращая внимание на то, что формирование адекватной самооценки является довольно значительной ступенью для эффективности процесса адаптации в "слышащий" социум людей с нарушениями слуха, необходимо учитывать влияние одного из важнейших факторов условий воспитания и взаимоотношений в семье.

Следовательно, в первую очередь работа по предупреждению негативных реакций на рождение "исключительного" ребенка, должна проводиться с родителями. Очень важно просвещение таких семей об особенностях развития и трудностях адаптации их детей, а также о способах преодоления этих трудностей.

 


 


Ознакомтесь с нашим ассортиментом слуховых аппаратов



Цифровая библиотека: обзоры, характеристики, инструкции слуховых аппаратов



Гид по стилям позволит Вам выбрать модель слухового аппарата и увидеть, как он смотрится на ухе.



Видеообзоры, видеоуроки, презентации слуховых аппаратов и медтехники.

ПОЯВИЛСЯ  ВОПРОС ?

не теряйте времени,
задайте его нашим
специалистам.


8(863) 264-31-56
8(863) 263-02-76


Новый AUDEO: Компактность, надежность, привлекательность.


Новинки от Phonak: MILO PLUS


 Социальная компенсация за приобретенный слуховой аппарат.