Сегодня: 22.11.2024 - 02:24:00
Страницы: 1 |
---|
ДЛЯ КЛИЕНТОВ, ПРИОБРЕТАЮЩИХ СЛУХОВЫЕ АППАРАТЫ В НАШЕМ ЦЕНТРЕ: КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА, ПРОВЕРКА СЛУХА НА АУДИОМЕТРЕ (АУДИОГРАММА), КОМПЬЮТЕРНАЯ НАСТРОЙКА СЛУХОВЫХ АППАРАТОВ, А ТАКЖЕ ИХ ПОСЛЕДУЮЩАЯ НАСТРОЙКА В ТЕЧЕНИЕ ГАРАНТИЙНОГО СРОКА - БЕСПЛАТНЫ
|
Автор | Сообщение |
---|
Сурдопедагог •
гость |
Авторы: Сурдопедагог Гришина Н.С., преподаватель русского жестового языка Горшков М.А., Центр коррекции слуха и речи “Мелфон”, Москва.
О своевременном начале реабилитационных занятий было сказано уже немало. Но, к сожалению, так бывает, что по различным причинам глухому ребенку поздно надевают слуховой аппарат. Бывает и так, что слухопротезирование было произведено сразу же после обнаружения патологии, но родители забывают о коррекционных занятиях, без которых ребенок не сможет полноценно влиться в общество.
Речь и разум тесно связаны между собой. Если ребенок не понимает речь окружающих его людей, то он не может полноценно общаться с ними, а значит, не развивается его интеллект. Вот и получается, что он растет сам по себе, подобно неразумному животному. И если в глухих семьях ребенок с самого раннего детства овладевает языком жестов и может полноценно общаться с родными, то в слышащих семьях такая ситуация наиболее опасна, поскольку взаимопонимание между ребенком и окружающими людьми полноценным не будет. В результате мы получаем задержку не только речевого развития, но и психического.
К сожалению, такие ситуации встречаются достаточно часто, поэтому свою статью нам хотелось бы посвятить детям с очень глубокой потерей слуха, достигшим старшего дошкольного или уже школьного возраста с такими проблемами, как педагогическая запущенность, задержка психо-речевого развития, отсутствие речи. В данной статье будут описаны реальные герои, имена которых по этическим соображениям изменены.
Амир К., 9 лет. Приехал к нам из Таджикистана. Имеет диагноз: глухота с остатками слуха на обоих ушах. Носит слуховой аппарат, который дает ему возможность только слышать некоторые звуки на близком расстоянии, но не разбирать речь. Психолого-педагогическое обследование показало, что наглядно-образное и наглядно-действенное мышление мальчика в сохранности и соответствует данному возрасту. Ребенок усидчивый: при тестировании и обучении проявляет интерес к заданиям, легко и быстро выполняет их. Но! У мальчика полностью отсутствуют вербальные и невербальные средства коммуникации. Общение в семье происходит с помощью естественных жестов.
С данным ребенком коррекционные занятия были начаты в следующих направлениях: обучение жестовому языку, обучение чтению с губ и формирование произношения. Буквально за два занятия Амир освоил дактильный алфавит, и мы смогли спокойно перейти к жестам. За полтора месяца ребенок освоил 250 слов и фраз, используемых в бытовом общении. Это стоило немалых усилий, поскольку жестовому языку обучался не только Амир, но и его мать. Во время контрольного занятия (прогулка на улице) мальчик спокойно смог сообщить, что он хочет пить, есть, в туалет, что ему жарко. Смог назвать многие предметы, окружающие нас на улице.
Обучение чтению с губ шло намного сложнее, поскольку этот процесс требует очень большой концентрации зрительного внимания и наличие хотя бы небольшого словарного запаса. Но Амир справился, поскольку осознанно имел колоссальное желание научиться говорить и общаться с родными и сверстниками.
Наибольшую сложность представила работа по формированию произношения, поскольку к 9 годам мальчик имел в своей естественной речи всего несколько гласных звуков. С помощью приемов фонетической ритмики удалось вызвать звуковой потенциал, и Амир начал произносить контур слова сначала с помощью педагога, а немного позже и самостоятельно.
К таким результатам мы пришли за месяц, и все это стоило колоссального труда сурдопедагога и педагога по жестовой речи ЦКСР Мелфон. Надо отдать должное и самому Амиру. Он имел огромное желание научиться разговаривать и быть таким же, как его сверстники, поэтому очень упорно трудился.
Через месяц такой работы Амиру и его маме по семейным обстоятельствам пришлось уехать обратно в Таджикистан. О дальнейшей его судьбе нам пока неизвестно. Но надо смотреть правде в глаза. Даже при том условии, что Амир у себя на родине будет заниматься с сурдопедагогом, он не сможет полноценно овладеть устной речью. Его родным языком станет жестовый язык глухих.
У Камила М., 12 лет, похожая история. Он также приехал из Таджикистана. Камил никогда не носил слуховой аппарат, при том, что имеет двустороннюю сенсоневральную глухоту с очень маленькими остатками слуха. С миром звуков он познакомился только в Москве в возрасте 12 лет. К началу обучения Камил уже знал дактильный алфавит и небольшой набор слов русского жестового языка, с помощью которого он мог общаться с родителями в быту. Перед педагогами стояли следующие задачи: продолжить знакомство с русским жестовым языком, начать формирование произношения и восприятия речи слухозрительно и на слух. В течение года ребенок активно занимался и пришел к следующим результатам: активный словарь жестового языка стал более объемным. Камил мог на жестовом языке рассказывать о себе и о своей семье, описывать предметы и действия. Работа над формированием произношения также велась с помощью приемов фонетической ритмики. За год мальчик научился безошибочно опознавать слухозрительно около 300 знакомых слов и простых фраз и достаточно четко их произносить без опоры на таблички и без помощи педагога. Опознавание речевого материала только на слух у Камила не пошло по причине очень маленьких остатков слуха. Слуховые аппараты помогали ему воспринимать звуки, определять направление звучания, но не давали разборчивости речи.
Занятия с Камилом длились всего один год, после чего он вернулся в родной Таджикистан и продолжил обучение в коррекционной школе. Также мальчик продолжает индивидуально заниматься с сурдопедагогом. В быту, как правило, разговаривает на жестовом языке.
Саша К., 7 лет. Пришел к нам из фонда «Под флагом добра!». У ребенка двусторонняя сенсоневральная глухота, педагогическая запущенность, гиперактивность, слабое развитие мелкой моторики, имеет сопутствующие неврологические заболевания. Экспрессивная речь Саши представляет собой отдельные звуки. Понимание речи отсутствует. Общается мальчик только с помощью естественных жестов. В возрасте 2 месяцев Саша перенес менингит. По словам матери, от него отказались все детские сады. Изредка, не чаще одного раза в месяц он посещал занятия с сурдопедагогом в детском сурдоцентре. Остатки слуха Саши настолько малы, что слуховые аппараты дают ему возможность только слышать некоторые окружающие звуки на близком расстоянии. Перед нами встала задача обучить мальчика языку жестов, поскольку обучение речи ― это длительная и очень трудоемкая работа, а Саше было необходимо уже сейчас общаться с родными и сверстниками. С мальчиком было очень тяжело найти общий язык и усадить его заниматься, поскольку он гиперактивен и постоянно отвлекался на посторонние предметы. Логические задания мальчик выполнял с легкостью, но привлечь его внимание к картинкам и жестам было очень тяжело. За месяц Саша запомнил около 40 жестов, которые он сейчас использует в быту.
В данной ситуации одну из ключевых ролей сыграла мама. Она не только выучила жесты вместе с ним, но и использовала их на практике в домашних условиях. Поскольку Саша достиг школьного возраста, было решено записать его в 1 класс на надомное обучение в специальную коррекционную школу-интернат I вида № 65 г. Москвы, где он будет под присмотром учителя, воспитателей, психолога и невролога. Мальчик отныне будет совмещать учебу в школе с занятиями с сурдопедагогом и преподавателем русского жестового языка в Мелфоне. Будет ли Саша говорить? Да, возможно, но в совершенстве овладеть устной речью он не сможет.
Уважаемые родители! Мы описали эти краткие истории неспроста. Мы хотим донести до вас: если вы обнаружили у своего ребенка хотя бы незначительное снижение слуха, необходимо немедленно записаться на прием к врачу-сурдологу, который при необходимости подберет современные качественные слуховые аппараты, грамотно их настроит и направит к сурдопедагогу. К сожалению, нейросенсорная тугоухость неизлечима, а имеет свойство только усугубляться. И при безалаберном отношении даже незначительная потеря слуха может привести к глухоте.
Но ошибочно полагать, что надев ребенку слуховой аппарат, вы решили проблему целиком. Чтобы ребенок заговорил, необходимо также посещать занятия с сурдопедагогом сразу же после того, как было произведено слухопротезирование. Необходимо помнить, что возрастной период становления речи у обычных детей и детей с нарушенным слухом один и тот же. И очень важно этот возраст не упустить, поскольку чем старше ребенок становится, тем сложнее ему будет реабилитироваться. А реабилитация таким детям необходима, поскольку речевой и мыслительный процессы взамосвязаны. И если не развивается речь, то не развивается и мышление. В таком случае мы можем получить взрослого умственно отсталого человека. Поэтому, если уж так получилось, что по какой-либо причине вы упустили момент становления речи, и ребенок достиг старшего дошкольного или школьного возраста, то научить ребенка пониманию речи и говорению будет крайне сложно, но возможно. Однако основным средством общения и родным языком для него скорее всего станет жестовый язык глухих.
Пожалуйста, не тяните в началом коррекционных занятий! У подавляющего большинства детей с нарушенным слухом есть шанс стать отлично говорящими и мыслящими людьми. Но это случается только при условии своевременного качественного слухопротезирования и немедленного начала коррекционных занятий.
Успехов Вам и Вашим детям!
| |
|
Сообщение # 1 |
12.01.14 - 01:08:27
|
| Страницы: 1
|