ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Литература по проблемам сурдопедагогики
Научно-методическая продукция, разработанная Государственным научным учреждением
"Институт коррекционной педагогики" РАО
Литература по проблемам сурдопедагогики, разработанная в лаборатории
педагогической коррекции нарушенной слуховой функции
1. ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕННОЙ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО
ГОДА ЖИЗНИ: Методическое пособие. Сост. Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. - М.,
Издательство "Полиграф сервис", 2001.
В пособии представлена модель аудиологического обследования, направленного на
выявление детей первого года жизни с нарушенным слухом. Авторы знакомят с
педагогическими методами работы с неслышащими детьми младенческого возраста. В
книге убедительно показано, что раннее выявление снижения слуха и своевременное
начало коррекционной работы являются важнейшим условием реабилитации ребенка с
нарушенным слухом. В пособии представлено подробное описание содержания занятий
с неслышащими младенцами: от 0-3 месяцев, 4-6 месяцев, 6-12 месяцев.
Пособие адресовано врачам-сурдологам, отоларингологам, неонатологам и педиатрам,
учителям-дефектологам сурдокабинетов МЗ РФ и групп кратковременного пребывания
специальных дошкольных учреждений. Оно также может быть полезно родителям детей
с нарушенным слухом и студентам дефектологических факультетов педагогических
вузов.
2. Миронова Э.В. ОБУЧЕНИЕ ВНЕЗАПНО ОГЛОХШИХ (ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ)
ВОСПРИЯТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ. Учебно-методическое пособие. - М., Институт учебника
"Пайдейя", 2000. - 304 с., ил.
Пособие адресуется будущим сурдопедагогам - студентам дефектологических
факультетов; учителям и воспитателям специальных дошкольных и школьных
учреждений I и II вида; педагогам сурдологических кабинетов; взрослым людям,
потерявшим слух в подростковом, юношеском, зрелом возрасте, их родственникам и
сослуживцам, а также родителям оглохших детей.
Пособие может оказаться полезным студентам специальных, дошкольных, начальных,
психологических факультетов педагогических вузов, студентам медицинских вузов, а
также учителям массовых школ и воспитателям массовых детских садов, имеющим в
своих учреждениях внезапно оглохших детей.
Можно надеяться, что пособие окажется столь же нужным для аналогичных адресатов
не только в Москве, но и в пределах РФ.
3. НЕ ГОВОРИ РЕБЕНКУ ТЫ ПЛОХОЙ (по опубликованным и неопубликованным
работам Б.Д. Корсунской и воспоминаниям о ней). Кн. для педагогов и родителей. -
М., "Классикс Стиль", 2003. - 96 с.
Эта книга приоткрывает читателю творческую лабораторию ученого, создавшего
систему обучения и воспитания неслышащего ребенка дошкольного возраста. Задачи
воспитания и развития личности ребенка в трудах Б.Д.Корсунской занимают место не
менее важное, чем проблемы обучения. Уникальность и новизна материалов,
представленных в этой книге, заключается в том, что она не только раскрывает
принципы воспитания ребенка, но способствует формированию самой личности
педагога - воспитанию Воспитателя. Именно эта научная позиция делает
педагогическую систему Б.Д.Корсунской такой значительной и жизненно важной в
наши дни. Книга рассчитана на педагогов и родителей; ее с интересом прочтут
будущие педагоги.
4. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. ЕСЛИ МАЛЫШ НЕ СЛЫШИТ..., - 2-е изд. -
Москва, "Просвещение", 2003. - 204 с.
В пособии в доступной форме рассказывается о методах диагностики состояния слуха
детей первых трех лет жизни, о комплексе современных лечебно-педагогических
мероприятий, направленных на общее и речевое развитие детей раннего возраста с
нарушенным слухом.
Пособие написано для педагогов, воспитателей и родителей детей с недостатками
слуха. Может быть полезно студентам дефектологических факультетов педагогических
вузов.
5. Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко. ФОРМИРОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С
НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ // МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ.
В пособии рассматриваются система формирования устной речи глухих и
слабослышащих дошкольников, содержание, методика и организация работы по
развитию слухового восприятия и обучению произношению). - Москва, Гуманит. изд.
центр "Владос", 2003 - 224с.: ил. - (Коррекционная педагогика).
Подробно излагается методика развития неречевого и речевого слуха от начального
этапа работы до конца дошкольного периода обучения, особенности ее проведения с
глухими и слабослышащими детьми. Описана методика работы над произношением в
первоначальный период (первые 1,5-2 года), когда обучение осуществляется на
основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухо-зрительной и слуховой
основе при широком использовании речевой ритмики. Подробно изложены содержание и
методика работы над произносительной стороной речи в основной период обучения:
работа над голосом и речевым дыханием, звуками и их сочетаниями, словом и
фразой, работа с плохо говорящими детьми.
Пособие адресовано сурдопедагогам, работающим в специальных дошкольных
учреждениях (группах) и в сурдологических кабинетах МЗ РФ. Оно будет полезно
студентам дефектологических факультетов и родителям детей с нарушенным слухом.
6. Н.Д. Шматко, О.О. Новикова. РЕЧЕВАЯ РИТМИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ. ЗАНЯТИЯ С
ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ 2-3 ЛЕТ. Методическое пособие для педагогов и
родителей. - Москва, "Советский спорт". 2003. - 68 с.
Пособие адресовано учителям-дефектологам, родителям, а также студентам
дефектологических факультетов педвузов и педучилищ. В книге раскрываются
методика и содержание работы над ритмико-интонационной и фонетической сторонами
устной речи с использованием речевой ритмики в первоначальный период обучения. К
пособию прилагается дидактический материал: заламинированные предметные и
сюжетные картинки - 81 шт. и таблички - 105 шт.
7. Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина. УСТНОЕ СЛОВО. Методическое пособие по
развитию устной речи и обучению грамоте детей с нарушенным слухом. - М.,
"Советский спорт", 2004. - 120 с.: ил. - (Золотые страницы сурдопедагогики).
Методическое пособие предназначено для работы по развитию устной речи и обучению
грамоте глухих и слабослышащих детей, начиная с 3-4-х лет.
В пособии отражены требования к устной речи (словарь, фразеология,
грамматические формы, произношение) и к навыкам чтения; оно содержит также
задания, направленные на то, чтобы научить детей воспроизводить графические
образы слов и фраз путем составления их из разрезной азбуки и письма печатными
буквами.
Пособие может быть использовано педагогами, методистами, а также родителями для
занятий дома.
8. ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПОДОЗРЕНИЕМ НА СНИЖЕНИЕ СЛУХА. МЛАДЕНЧЕСКИЙ,
РАННИЙ, ДОШКОЛЬНЫЙ И ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: Методическое пособие. Под ред. Г.А.
Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. - 2-е изд. - М., Издательство "Экзамен", 2004. - 96
с. (Серия "Ранняя помощь").
В методическом пособии представлено описание методик обследования слуха, не
требующих сложного аппаратурного оснащения и доступных детским поликлиникам,
реабилитационным центрам и образовательным учреждениям: поведенческий скрининг
(с помощью звукореактотеста и методом "гороховых проб"), обследование слуха
звучащими игрушками и речью.
9. "Цели, содержание, методы и формы организации коррекционной помощи
детям с нарушенным слухом первых трех лет жизни" (CD). Авторы-составители
Н.Д.Шматко, Т.К.Королевская, О.И.Кукушкина, 2003.
На диске собран и систематизирован материал последних лет, посвященный
диагностике и коррекции нарушенной слуховой функции у детей первых трех лет
жизни. Представлена характеристика детей с нарушенным слухом и системы оказания
им коррекционной помощи через учреждения образования и здравоохранения. Раскрыта
значимость ранней (с первого месяца жизни) педагогической помощи неслышащим
малышам, приведены высказывания "ранних" детей и их родителей о пройденном ими
пути и его результатах.
Подробно описаны методы обследования слуха детей раннего возраста, не требующие
аппаратурного оснащения и доступные детским поликлиникам, педагогам, родителям,
а также методы объективного исследования слуховой функции, проводящиеся в
сурдологопедических кабинетах. Предложена компьютерная программа, позволяющая
выявлять детей с подозрением на снижение слуха.
Наиболее подробно изложено содержание коррекционных занятий с детьми на первом
году жизни: 0-3 мес., 4-6 мес., 7-12 мес.; на втором-третьем году жизни:
развитие движений, познавательное развитие, изобразительная деятельность,
музыкальное воспитание, развитие речи и слуха, формирование произношения.
Раскрыты особенности работы с ребенком в том случае, если педагогическое
воздействие начинается с первых месяцев жизни, и если занятия проводятся лишь с
1,5-2-х лет.
В разделе "От эксперимента к широкому внедрению" представлены результаты
научно-исследовательской и методической работы сотрудников ИКП РАО за последние
годы по проблемам: комплексное психолого-педагогическое обследование неслышащего
малыша, совершенствование системы специального образования, интегрированное
(совместное) воспитание и обучение детей с нормальным и нарушенным слухом,
имплантация, использование компьютерных технологий в коррекционном обучении.
В разделе "Полезная информация" собраны нормативные документы, регламентирующие
деятельность специальных дошкольных учреждений и сурдопедагогов
сурдологопедических кабинетов, литература по вопросам воспитания и обучения
детей раннего возраста с нарушенным слухом, адреса сурдокабинетов страны и
электронный альманах ИКП РАО (1-6 номеров, посвященные раннему выявлению и
медико-психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии детей).
Диск адресован врачам - педиатрам, оториноларингологам, сурдологам,
учителям-дефектологам, сотрудникам центров ранней помощи детям с отклонениями в
развитии, родителям.
10. ВИДЕОФИЛЬМ «БЕССОННИЦА» (о Б.Д. Корсунской). Научно-популярный фильм
рассказывает о творческой судьбе выдающегося отечественного сурдопедагога Б.Д.
Корсунской, а через нее – о становлении и развитии системы дошкольного
воспитания и обучения детей с нарушенным слухом.
Фильм убеждает зрителя в безграничных возможностях развития глухих и
слабослышащих детей, раскрывает сложные проблемы, стоящие перед сурдопедагогикой
как наукой.
Фильм адресован в первую очередь студентам дефектологических факультетов и
родителям детей с нарушенным слухом, а также учителям-дефектологам, психологам,
организаторам образования.
11. ВИДЕОФИЛЬМ «РЕЧЕВАЯ РИТМИКА». Цель фильма – обучить
учителей-дефектологов и родителей использованию речевой ритмики для формирования
внятной, естественной, интонированной речи глухих и слабослышащих дошкольников.
В нем на конкретных примерах раскрывается содержание и методика работы над
различными сторонами произношения, показано, как постепенно усложняются
требования, предъявляемые к детям. Каждое упражнение повторяется многократно,
чтобы педагог и родители могли им овладеть.
Упражнения, которые выполняют дети, фрагменты фронтальных занятий в ясельной,
средней и подготовительной группах убеждают зрителя в действенности данного
методического приема.
Фильм адресован учителям-дефектологам, работающим в специальных дошкольных и
школьных учреждениях, в сурдологических кабинетах МЗ РФ, родителям. Он может
быть широко использован при обучении студентов дефектологических факультетов.
12. ВИДЕОФИЛЬМ «ЗАНЯТИЯ СО СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ».
В фильме показано педагогическое обследование слуха детей первого года жизни, а
также содержание занятий с неслышащими младенцами. Демонстрируются фрагменты
педагогических занятий с детьми в процессе консультации по поводу подозрения на
снижение слуха.
Специализированные компьютерные программы для детей с различными
отклонениями в развитии, разработанные сотрудниками лаборатории компьютерных
технологий обучения детей
Мир за твоим окном
Программа состоит из пяти разделов: «Четыре времени года», «Погода», «Одеваемся
по погоде», «Рассказы о временах года», «Календарь». Она адресована тем детям
старшего дошкольного и младшего школьного возраста, кому трудно анализировать,
систематизировать, обобщать представления и впечатления об окружающем мире,
описывать их в речи, вступать в диалог, понимать смысл прочитанного,
пользоваться календарем. Программа может быть эффективно использована
специалистами и родителями для выявления и преодоления проблем в развитии
мыслительных операций, коммуникативной и знаковой деятельности, способности
систематизировать и обобщать свой жизненный опыт, понимать текст.
Системные требования: MS DOS 3.3. / Windows 95-98, PC 486, 1 Mb ОЗУ, 8 Mb
Состав числа, версия 3.0.
Мультимедийная программа может быть эффективно использована специалистами и
родителями в процессе формирования базовых математических представлений у
ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Программа помогает ребенку
освоить умение представлять любое число в виде суммы двух слагаемых всеми
возможными способами, которое определяет успешность дальнейшего освоения
вычислений с переходом через десяток. Программа позволяет взрослому оперативно
выявлять уровень сформированности данного умения ребенка и «зону ближайшего
развития», подбирать соответствующий ей тип упражнений, необходимый каждому
ребенку способ инструктирования и поощрения, предоставить возможность осваивать
необходимые умения в индивидуальном темпе, своевременно получать необходимую
содержательную помощь на любом этапе освоения темы.
Системные требования: Windows 95-98, Pentium, 32 Mb ОЗУ, 10 Mb
Состав слова
Программа представляет собой набор кроссвордов, в которых использованы
слова-названия 12 тематических групп: овощи, фрукты, мебель, обувь, посуда,
школа и др. Может использоваться специалистами и родителями для уточнения
буквенного состава слов, относящихся к данным тематическим группам, закрепления
значений обобщающих понятий. Многоуровневая система помощи в процессе решения
кроссвордов открывает возможность использования программы в процессе обучения
детей с различными отклонениями в развитии.
Системные требования: MS DOS 3.3. / Windows 95-98, PC 486, 1 Mb ОЗУ, 4 Mb
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В СРЕДЕ «LOGO»
Программа адресована детям младшего и среднего школьного возраста. Программа
поможет им учиться устанавливать связи между словом и действием, словом и
образом. Она моделирует использование речи в ее важнейших функциях: как
побуждение к действию и как средство описания уже произошедшего действия или
наглядного образа.
Системные требования: MS DOS 3.3. / Windows 95-98, PC 486, 1 Mb ОЗУ, 1 Mb
Начата разработка цикла компьютерных программ «Картина мира», направленных на
обновление содержания обучения в области «Окружающий мир». Программы этого цикла
направлены на формирование понимания ребенком окружающего мира как
неотъемлемого, постоянно и закономерно меняющегося контекста его жизни.
Первая программа цикла «Лента времени» может использоваться специалистами и
родителями для развития умения детей старшего дошкольного и младшего школьного
возраста соотносить образные картины окружающего мира (фотографии) с временами
года; обогащения опыта впечатлений, наблюдений и действий, накопленного ребенком
на протяжении всего предшествующего периода его жизни. Материал для выполнения
упражнений можно менять: включать в программу наборы фотографий, отражающие
события жизни любого ребенка на протяжении календарного года или картины природы
того региона, где проживает ребенок.
Вторая программа цикла «В городском дворе» может использоваться специалистами и
родителями для формирования у детей школьного возраста картины мира, основанной
на понимании его целостности, закономерной изменчивости, неразрывной связи
человека с окружающим его миром, вне которого он не может существовать. Она
состоит из четырех частей: «Калейдоскоп», «Размышляем», «Моделируем», «Читаем и
додумываем».
Стратегия обучения такова: новые знания о мире формируются на основе углубления
понимания хорошо знакомых событий и явлений, происходящих на протяжении года в
одном и том же городском дворе. Программа позволяет ребенку моделировать картины
жизни городского двора, экспериментировать с состоянием погоды, растительного
мира, занятиями и одеждой детей на улице, моделировать их соотношения,
воспроизводить изменения картин жизни городского двора на протяжении разных
сезонов года. Задания способствуют преодолению однозначности, ограниченности и
стереотипности представлений детей о мире. У них целенаправленно формируется
умение размышлять, анализировать, что может и что не может произойти на
протяжении каждого сезона года, что случается всегда, иногда, часто, редко.
Последняя часть программы направлена на обучение детей умению опираться на свои
представления о мире в процессе чтения текстов, додумывать то, что
подразумевается автором и воссоздавать контекст происходящих событий. Выполняя
упражнения этой части, дети прочтут десятки текстов и создадут множество
иллюстраций к ним.
Системные требования: Windows 95-98, Pentium III, 32 Mb RAM
Текстовый редактор Microsoft Word и развитие письменной речи детей
(помощь в трудных случаях). Методическое пособие. О.И. Кукушкина. – 2-е изд. –
М., Издательство «Советский спорт», 2004.
Методическое пособие адресовано педагогам начальных классов, преподавателям
русского языка и литературы. В пособии описывается своеобразие письменной формы
речи, продуктивные способы ее развития у детей, достоинства и недостатки
традиционных средств обучения, преимущества нового создания и редактирования
текстов – программы «Word», ее роль в развитии письменной речи детей. Подробно
описан подход и методика обучения младших школьников «текстовому редактору» на
уроках языкового цикла, возможность дальнейшего использования сформированного
умения детей для переноса акцента в работе над письменной речью с процесса
написания и переписывания текста на осмысленное редактирование собственной речи.
В приложении в электронном виде содержится набор заданий, разработанный в рамках
изложенного в книге подхода.
Информационные технологии в обучении произношению. Методическое пособие.
Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина, Ю.Б. Зеленская. – М., Издательство
«Полиграф-сервис», 2003.
Дневник событий жизни ребенка (для родителей и педагогов по развитию
устной речи ребенка). 2-е издание. Методическое пособие. О.И. Кукушкина, Е.Л.
Гончарова, Т.К. Королевская. – М., Издательство «Экзамен», 2004.
Книжная полка
Особенности самооценки у детей с нарушением слуха.
Роль семьи в ее формировании.
История Сурдопедагогики
ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ
ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЙ СЛУХА НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
РЕБЕНКА
Интегрированное обучение детей с нарушением слуха
Проблемы письменной речи у детей с нарушением слуха.
МЕТОДЫ, ОСНОВЫВАЮЩИЕ ОБУЧЕНИЕ ГЛУХИХ СЛОВЕСНОЙ РЕЧИ
НА УСТНОЙ ЕЕ ФОРМЕ
Особенности воздействия членов религиозных сект на
личность неслышащего